Орнитология

Куры, как и многие другие сельскохозяйственные птицы, подвержены различным заболеваниям. Поэтому проблемы со здоровьем могут возникнуть по разным причинам: не сбалансированное кормление, не соблюдение зоогигиенических норм содержания, при контакте с дикой или вновь завезенной птицей, при врожденных патологиях. Все болезни кур условно можно разделить на три группы: инфекционные или заразные, незаразные и паразитарные (внутренние и наружные паразиты). При этом наиболее чаще подвержены болезням цыплята и молодняк возрастом до 50 недель.

Чем болеют куры?

Инфекционные болезни – группа опасных и быстропротекающих заболеваний, связанных с поражением организма инфекциями и вирусами. Для кур они все чреваты массовым падежом. Передаются при контакте с больной птицей, животными, через инвентарь, почву, корм и воду. При поражении инфекцией у птицы возникают такие симптомы, как повышение температуры тела до 43...44°С (нормальная температура тела курицы 42°С). Обычно повышение температуры тела сопровождается угнетением, сонливостью. Птица, как правило, сидит с опущенными крыльями, глаза закрыты, аппетит пропадает. Слизистые оболочки покрасневшие и покрыты слизью. Слизь скапливается в ротовой и носовой полостях, затрудняет дыхание, птица издает своеобразные "каркающие", хрипящие или свистящие звуки. Дышит с открытым клювом, пытается очистить носовые отверстия от слизи, трясет головой и чистит клюв, перья, от чего перьевой покров на крыльях становится грязным. Также наблюдаются неврологические поражения – параличи, судороги. При многих заболеваниях наблюдается диарея (понос). У молодняка птицы пушок вокруг клоаки загрязняется испражнениями. Засыхая, они образуют пробку в просвете прямой кишки, что затрудняет выведение помета. Наиболее часто регистрируют инфекционный насморк (гемофилез), инфекционный ларинготрахеит/бронхит, респираторный микоплазмоз, болезнь Ньюкасла (псевдо чума), паралитическая болезнь Марека, орнитоз, сальмонеллез (паратиф), пастереллез (холера), пуллороз (тиф), оспа.

Болезни незаразной этиологии – ряд болезней, возникающих при неправильном кормления и содержании кур, при недостатке свежей чистой воды. Общими признаками отклонений от нормы являются угнетенность, потеря аппетита, снижение массы тела, снижение или полное прекращение яйцекладки. Если вовремя не принять меры, это может привести к гибели птицы. Сюда можно отнести переохлаждение цыплят, слабость конечностей, гиповитаминозы, закупорку зоба и мускульного желудка, гастроэнтерит, выщипывание перьев, расклев, желточный перитонит, недоразвитие яичника и яйцевода, затрудненная яйцекладка, неправильное яйцеобразование, недостаточное формирование скорлупы, воспаление клоаки и другие заболевания.

Паразитарные – возникают при поражении птицы внутренними (экто) или наружными (эндо) паразитами. Заражение может произойти при контакте с зараженной птицей, их можно занести в курятник с одеждой, с кормом.
К эктопаразитам относятся клещи, клопы, вши и блохи. Клещи проявляются на открытых участках тела, в основном на ногах. Вши и блохи предпочитают более укромные места и зарываются в перья птиц. Если заражённой курице распушить перья, то становятся заметны тёмные точки, похожие на родинки. Это и есть куриные вши. Иногда обилие этих паразитов может буквально привести в ужас, так как они активно шевелятся и передвигаются по кожному покрову птицы. Избавиться от вшей необходимо как можно быстрее. Дело в том, что они откладывают яйца в перьях птиц и выводят потомство. Поэтому число паразитов в курятнике растёт в геометрической прогрессии.
К эндопаразитам относят гельминтов и простейших, которые паразитируют в различных органах и тканях, но преимущественно в желудочно-кишечном тракте. Они являются серьезной причиной снижения продуктивности и гибели птицы. Только у домашних кур паразитирует около 70 видов экдопаразитов, наиболее распространенными из них являются аскаридиоз, гетеракидоз, капилляриоз и кокцидиоз.
Самым лучшим и дешевым способом лечения птиц является ПРОФИЛАКТИКА заболеваний! Профилактика достигается путем своевременной чистки и дезинфекции курятника, дачей противогельминтных и протозойных препаратов, установлением зольных и песчаных ванн, кормление свежими и качественными продуктами, обеспечивающими сбалансированный рацион питания, и конечно же соблюдением микроклимата помещения!

Другие отклонения от нормы
Кроме вышеназванных болезней каждый птицевод может столкнуться еще с рядом отклонений, которых трудно назвать болезнями, но они приносят большой урон хозяйству. Сюда можно отнести расклев яиц и каннибализм, нарушение поведения птиц, вызванные стрессом различной этиологии. Зачастую все эти проблемы являются реакцией организма на неудовлетворительные условия содержания. Испытывая стресс или нехватку питательных элементов, птица может «поедать» яйца свои и сородичей, расклевывать и выдирать перья.
К стрессу кур может привести смена обстановки, места жительства, хозяина, изменение рациона, скученность, сильный шум и вибрация, новые обитатели курятника (птицы или другие животные), несоблюдение режима кормления, светового дня, влажности и другие причины. В результате этого может произойти истощение организма, замедление роста и развития, прекращение яйцекладки. Поэтому рекомендуем Вам серьезно отнестись к здоровью своих пернатых друзей, к их содержанию и кормлению. Если у Вас возникнут какие - либо вопросы, Вы всегда можете обратиться к нам в клинику за консультацией.